Мысли, которые меня беспокоят

Последние несколько недель, я занимался небольшим исследованием деятельности своего мозга. Проще говоря, наблюдал за собой и старался как можно детальнее понять процессы, которые во мне проистекают.

Основные источники информации – это зрительные образы, запахи, вкусы, телесные ощущения (кинестетические), звуки. В результате продолжительного наблюдения, я случайно столкнулся с интересным побочным явлением – сновидения стали длинными и очень подробными. Сначала я подумал, что это случайное совпадение. Но чем чаще я выполнял наблюдение за собой, тем интереснее и интенсивнее становились сны. Но это лишь “побочка”. Хотя ее тоже надо отметить на будущее.

Как я проводил это наблюдение? Очень просто. В любой момент времени, когда я что либо делал или просто лежал спокойно, я сосредотачивал свое внимание одновременно на образах/картинке перед глазами, начинал говорить “про себя”, петь песню или вспоминать стихи, которые учил раньше, представлять цифры, ощущать холод/тепло в пальцах, ощущать кислый лимонный вкус на языке и вспоминал какую-либо музыку. После нескольких таких попыток, выполнять одновременно действия с ощущениями в разных модальностях оказалось вполне возможно. Время, на которое я мог сосредоточиться одновременно на всех модальностях, было сначала очень небольшим, но потом постепенно увеличивалось. Если даже одна из модальностей выпадала, например, я переставал ощущать вкус лимона, то я не прерывался, а просто старался держать все остальное.

В процессе такого наблюдения ощущения становились как бы пространственными. То есть было ощущение того, что я некая наблюдающая точка, вокруг которой расположены образы, вкусы, звуки и так далее. Само по себе простанственное ощущение, как и сам процесс наблюдения – это довольно хорошо описанные в различной литературе вещи, например, в книгах по НЛП или каким либо медитациям.

Основная цель моего наблюдения за собой – это попытка ответить для себя на 2 вопроса:

  1. Что такое “память”?
  2. Что такое “я”?

Каким образом наблюдение за собой связано с памятью?

Я говорю себе – “точка”. И вижу точку перед собой, хотя мои глаза закрыты. Я говорю себе – “собака”. И вижу перед закрытыми глазами своего пса. Как? А могу я вспомнить “гавкающую собаку”? Да. Могу. А “гавкающую собаку, которую я глажу рукой по шерсти”? Тоже могу. То есть мои воспоминания, кодируются всеми модальностями одновременно. Если память – это то, что я могу по запросу “вспомнить”, то вспоминание происходит сразу во всех модальностях. Этим эффектом пользуются люди, которые имеют суперпамять. Они могут запомнить сложнейшие огромные числа, к примеру, и потом вытащить их из памяти, так как это число связано с каким либо воспоминанием.

А что я не помню? То, чем не пользуюсь. Например, я забываю какие-то редко используемые английские слова или имя человека, с которым мало знаком и давно не общался.

И вот в этот момент интереснее всего наблюдать за тем, как я вспоминаю о том, что забыл. Я задаю себе вопрос – как звали того человека? Я примерно помню, как он выглядит, и он даже говорил, как его зовут. Но в ответ от мозга тишина. Так как же его звали?? И опять – затишье в мозгу. Попросил помочь с этим свою супругу. Она показала мне фото человека, которого я знаю, но забыл, как ее зовут. Она спрашивала “как ее зовут?” Я же наблюдал за тем, что при этом во мне происходит – ничего. Тишина. Потом какие-то обрывки воспоминаний о том, где и при каких обстоятельствах мы встречались. Но я не слышал про себя ее имя и не видел его. То есть память была затерта. Или связь с этим воспоминанием была утеряна. Также можно попросить назвать фио человека, которого я видел давно и всего на мгновение. В ответ на попытку вспомнить, в голове ничего не происходит.

Теперь в моем арсенале есть два факта:

  • я помню = могу вспомнить = набор информации по каждой модальности
  • я не помню = не могу вспомнить = в ответ – тишина

И тут мне в голову пришла интересная мысль: а могу ли я помнить то, чего не существует в реальности? Я попробовал представить себе то, что я точно нигде и никогда не мог видеть. Что-то выходящее за рамки привычного. В результате эксперимента, я построил какую-то картинку перед глазами. Я не мог ее раньше нигде видеть, но она состояла из цветов, свойств прозрачности, свечения и прочих. Значит я мог ее “закодировать” уже существующими во мне знаниями о том, как выглядит то или иное свойство. Значит, если я что-то помню, то оно так или иначе закодировано набором свойств предмета, звука, ощущения и так далее. Это еще раз вернуло меня к мысли об атомарности памяти: небольшие фрагменты памяти, отвечающие за хранение нескольких модальностей о чем либо, могут объединяться в комплексные воспоминания, содержащие целые цепочки и наборы данных по каждой модальности. Например, музыкальный видеоклип – набор модальностей в одном воспоминании.

Когда я окончательно начал проваливаться в сон, произошло финальное “чудо” или инсайт. Внезапно перед глазами появился объект, который отдаленно напоминал гигантский шприц, сделанный из металла, ассиметричный, без поршня. Этот объект на мгновение проскользнул перед глазами и исчез. Хотя память моя сохранила эту картинку, скриншот…

На утро я вернулся мысленно к этой картинке. Мое умозаключение было следующим: при засыпании происходит ошибка при кодировании воспоминаний. То есть привычные нам воспоминания, память о чем либо, хранятся в виде, который требует кодирования и декодирования. Это не бинарные данные, но нечто, что проходит в мозгу фазу преобразования.

На следующий день я порылся в интернете на тему того, как мозг управляет мышцами. Оказалось, что существует как раз такое преобразование от мысли к набору последовательных управляющих сигналов к мышцам.

Вечером я опять принялся за самонаблюдение. Процесс этот стал интересовать меня больше, потому что это могло дать интересные результаты и для сновидений, и для саморазвития/самопознания. В этот раз, наблюдая за всеми модальностями сразу, я обратил внимание именно на формирование движений. Я пошевелил пальцами. Но ничего не изменилось, кроме телесных ощущений. И тут меня опять накрыло – как же так? Мы все чувствуем, но не чувствуем, как формируем свое движение? То есть мы видим, слышим, но как именно в нас формируется само движение, например, пальцем – НЕ ЗНАЕМ. Это окончательно меня добило. Выходило так, что “Я”, которое мы так старательно бережем, является лишь наблюдателем. А что именно нами управляет в каждый конкретный момент – не знаем. Нормально вообще? Как так-то? Прожить всю жизнь, вообще не понимая, что ты делаешь?

Это не окончание истории. Это ее начало. Много из полученного ранее опыта требует переосмысление и поиска, разбирательства с тонких деталях я….